Page 11 - radost_MS_2014
P. 11
Гала-концерты ММДЮХФ–2014 11

да, первый взнос на строительство еще
в 1891  году, к 25-летию консервато-
рии, сделал богатый московский купец
Г.  Г.  Солодовников. Последовали и
другие частные пожертвования, в част-
ности, от композитора Антона Рубинш-
тейна, брата Николая. Образовался со-
лидный фонд, позволявший приступить
к осуществлению задуманного.
Настала пора подумать об участке
Общий вид нового здания Московской консерватории до 1912 года для строительства. Заботясь о прести-

перь представление о том, как выгля- у друга, инспектора консерва- же консерватории, Сафонов решил
испросить у Московской город-
дел концертный зал в старом здании тории К.  К.  Альбрехта, зани- ской думы в качестве дара сво-
консерватории. Узкое, напоминающее мавшего казенную квартиру бодный от застройки участок
коридор, двухсветное помещение, без в правом, в то время двух- на Театральной площади –
эстрадного возвышения. В торце его – этажном, флигеле. Здесь напротив Большого театра,
орган, над ним – хоры, над хорами – Чайковский завершил пере- вдоль китайгородской стены.
другой орган, меньшего размера. Пол делку своей оперы «Орле- йковский Но... 26 мая 1892 года на
паркетный, потолок без всяких украше- анская дева». основании вывода «Комис-
ний. На правой, внутренней стене – пор- Стены, в которых тогда жил сии о пользах и нуждах об-
треты и гравюры. композитор, сохранились; они П. И. Ча щественных» Московская дума

Пвеачмеяртный НапротивИменно в том старом здании кон-вошли в надстроенное впослед-единогласно постановляет: «...хода-

и Большого театра?серватории декабрьским вечером
1876 года произошла знаменательная
встреча Льва Толстого и Петра Чай-
ковского.
Специально для Толстого Рубин-
вштейн устроил в консерватории му-
Адрес остаетсязыкальный вечер, на котором
прежнимисполнялись камерные и во-
кальные произведения Чай-
сковского. Этот вечер на Боль-
ствии до четырех этажей правое крыло тайство г-на директора Московской кон-
нынешнего консерваторского здания. серватории об уступке 1440 кв. саженей
на Театральной площади под сооруже-
ние здания консерватории отклонить».
Можно представить себе, насколько
отказ думы огорчил Сафонова... Что
В 1889 году директором Мос- оставалось делать? Строиться на собс-
ковской консерватории стал Васи- твенном месте, на Большой Никитской
лий Ильич Сафонов. С первых дней по тому же адресу.
вступления в должность он вплот-
ную занялся вопросом: где и как
построить для консерватории
отвечающее новым требова-
ниям здание? Сафонов по натуре был максима-
шой Никитской произвел на Если Сафонов задавался листом: если строить, то на века. Поэто-
писателя сильное впечатле- И. Сафонов целью, он от нее не отсту- му его решение было непоколебимым:
ние. Спустя 10 лет Чайков- пал. При содействии влия- старое здание сломать, а на его месте
ский записал в дневнике: тельного тестя в 1893 году воздвигнуть новое.
«Может быть, ни разу в жизни Сафонов выхлопотал у импе- В литературе нередко можно про-
я не был польщен и тронут в В. ратора Александра III крупную читать, что современное здание кон-

своем авторском самолюбии, как сумму – 400 тысяч рублей. Прав- серватории было перестроено из ста-
когда Л. Н. Толстой, слушая анданте
моего Первого квартета и сидя рядом
со мной, залился слезами».
После этого Толстой несколько
раз бывал у Чайковского. Вот что ком-
позитор писал 30 августа 1877 года
Н. Ф. фон Мекк: «Нынешнею зимой я
имел несколько интересных разговоров
с писателем графом Л. Н. Толстым, ко-
торые раскрыли и разъяснили мне мно-
гое. Он убедил меня, что тот художник,
который работает не по внутреннему
побуждению, а с тонким расчетом на
эффект, тот, который насилует свой
талант с целью понравиться публике и
заставляет себя угождать ей, – тот не
вполне художник, его труды непрочные,
успех их эфемерен. Я совершенно уве-
ровал в эту истину».
Старое, дашковское здание кон-
серватории Чайковский посещал
вплоть до своей кончины. С 8 по
21  декабря 1880  года он жил здесь Московская консерватория

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16